ПОСТСКРИПТУМ
Итак, какова же судьба союза воина и
дзэн, одно время столь тесного и осязаемого? Исчез ли он бесследно?
Конечно, наиболее яркие его формы после сокрушительного поражения Японии
во второй мировой войне перестали существовать. Партнерство же дзэн и
меча сохранилось только в виде церемониальных и поединков облаченных в
защитные доспехи и шлемы поклонников боевых искусств. Однако и здесь
присутствие дзэн, и так не столь уж значительное, в большей степени
опосредовано.
Дзэнская же медитационная дисциплина
ныне практикуется только в японских монастырях и западных дзэн-ских
центрах, причем те, кто занимаются ею, стремятся достичь исключительно
духовных и психологических результатов. Коан теперь используется лишь
для «пробуждения» в ученике сокрытой природы будды, но никак не для
повышения уровня мастерства воина.
В таком случае, осталось ли в
современной японской культуре хоть что-нибудь от «дзэнской» доблести и
вдохновленного дзэн отважного воина? Внешне, казалось бы, ничего, за
исключением только что упоминавшихся незначительных моментов.
А как же обстоит дело со «скрытым»
дзэн-буддизмом — верой в преобладание интуитивного над рациональным,
внутреннего над внешним, инстинктивного над «западной» этической
нормативностью? Ведь за столетия господства самураев эти качества должны
были стать неотъемлемой частью японского характера и мироощущения.
Возможно ли, что какие-то будущие события вновь дадут им возможность
проявиться? Что ж, ответ на этот вопрос даст только само будущее.
|