БОЕВЫЕ ИСКУССТВА
Отметим сразу, что боевые искусства,
в том виде, в каком они практикуются сегодня, не являются исключительно
японско-дзэнским достоянием. Можно говорить, что природа боевых
искусств — азиатская, хотя в наши дни они необычайно популярны в
Северной Америке и Европе, где уже появились их западные «вариации». По
иронии судьбы боевые искусства долгое время были запрещены в Китае,
который дал рождение многим из них.
Пол Кромптон, британский художник, в своей
книге «Полное описание боевых искусств» перечисляет двадцать четыре их направления
и несколько «смешанных» видов. Семь из них появились в Китае, девять — в Японии,
два — в Корее, два — на Окинава и по одному
на Филиппинах, в Малайзии, в Индии и Франции. История и характер боевых искусств
столь же различны, сколь и истоки их происхождения. Так, Морихэи Уэсиба придумал
айкидо как «спорт, искусство, нравственную дисциплину и 4ЭИJIOCC)ФИЮ>>•
А Син цюань, по преданию, создано в память великого китайского полководца
и патриота Юэ Фэя (1103-1141), жившего при династии Сун.
Некоторые боевые искусства возникли в
определенных исторических условиях, когда простым людям запрещалось
иметь оружие. Они, таким образом, были единственно возможным средством
самообороны. Например, в Рюкю кобудзюцу, появившемся на Окинава,
используются разнообразные «побочные» орудия: связанные веревкой палки,
короткие деревянные колья, трости, вилкообразные кинжалы и прочее. Не
имевшие собственной технологии создания мечей жители Окинава
использовали в качестве «боевого оружия» все попадавшиеся под руку
инструменты и материалы. Некоторые виды боевых искусств с палкой
практиковались преимущественно среди тех, кому носить оружия запрещалось
— монахами и простыми горожанами. Однако самыми распространенными из
всех боевых искусств можно все-таки считать виды «борьбы голыми руками»,
такие, как каратэ или дзюдзицу.
Национальная японская борьба сумо
всегда считалась только спортом и несла отпечаток синтоистских
верований. С самого начала она была поединком борцов-тяжеловесов,
поединком в высшей степени ритуализирован-ным, победа или поражение в
котором означали лишь обретенную или утраченную славу. Корейский
кикбоксинг также всегда рассматривался только как спорт, хотя и
небезопасный, но при необходимости способный сослужить хорошую службу и в
неспортивной обстановке.
Во всех боевых искусствах, несмотря на
все их разнообразие, просматриваются общие черты. У многих из них было «воинственное»
прошлое. Сформировавшиеся изначально как техника боя, они могли принести противнику
тяжелые увечья и даже смерть. Как все мы знаем по многочисленным фильмам, в
каратэ (буквально — «пустая рука») есть приемы, позволяющие одним правильным
ударом, например, в шею, убить противника. В Японии в течение столетий в обстановке
глубокой секретности отрабатывали свои печально известные приемы ниндзя, которых
использовали для политических убийств или тайного отмщения злейшим врагам. Конечно,
весьма распространены были и боевые искусства с мечом (кэн-дзицу), который
так превозносили самураи и владению которым усердно учились на протяжении всей
жизни. Теперь они называются кэндо — «Путь меча».
Сегодняшние боевые искусства в
значительной степени «смягчились» относительно недавно, благодаря чему
из «искусства», опасного для жизни, они превратились в спорт. Сделано
это было с двоякой целью. Во-первых, чтобы беречь и сохранять древний
воинский дух и воинское мастерство, а во-вторых, чтобы совершенствовать
внутренние качества личности, что, впрочем, доступно уже далеко не всем.
Главная цель этого совершенствования — обретение гармонии физического и
духовного начала, или, точнее, использование обоих начал в своей жизни и
деятельности, дабы они составили качественно новое, динамичное
единство.
Все боевые искусства, вне
зависимости от своего происхождения и природы, требуют развития и
культивирования определенных способностей и навыков. Самые очевидные из
них — это быстрота, ловкость и гибкость. Даже мимолетный взгляд на
фотографии мастеров боевых искусств «в действии» позволяет убедиться в
этом. Удары рук, ног, тела или воображаемого «оружия» врага должны быть
отражены или блокированы, причем за доли секунды. С такой же быстротой
надо наносить и контрудары, причем не одиночные, а «сериями», один за
другим, со скоростью молнии. Времени на то, чтобы «обдумать» или
«спланировать» тот или иной удар просто нет. Выпад, удар, толчок,
уклонение, поворот, обратный поворот — все должно делаться спонтанно, но
предельно четко. Часто поединок заканчивается за считанные секунды.
Первостепенное значение имеют здесь гибкость
и подвижность. Одна стойка, то или иное движение или тактика должны мгновенно
и без малейших усилий переходить в другие. Вспомним, что хороший воин обязан
был уметь успешно противостоять сразу
нескольким одновременно атакующим его противникам, для чего ему приходилось
вращаться на месте, раскачиваться из стороны в сторону, исполняя настоящий «танец»
с мечом, чтобы каждый следующий удар был как бы продолжением предыдущего. Он
должен наносить удар за миг до того, как противники успели к нему подготовиться,
и сочетать быстроту ударов с их многообразием — вверх, вниз, слева направо или
справа налево. Вот каков был «воинский» вариант. Те же качества необходимы и
в современных боевых искусствах.
В боевых искусствах без оружия,
особенно тех, успех в которых в значительной степени зависит от умения
сохранить равновесие, активно применяется тактика использования
агрессивного выпада противника против него же самого. Если речь идет о
крупномасштабных военных действиях, то подобная тактика преследует цель
обмануть противника, скрыть от него подлинное расположение своих
основных сил или план действий; завлечь его в ловушку, заставив
атаковать заведомо слабое или находящееся в невыгодных условиях
соединение, а затем, когда «приманка» сработает, напасть на него с
флангов. В китайских боевых искусствах, на формирование которых оказал
определенное влияние даосизм, тактика «победы слабостью» (когда
противника заставляют поверить, что он сильнее и вот-вот победит)
находит весьма широкое применение: противника побуждают к нападению,
затем в решающий момент уворачиваются, противник по инерции «пролетает»
и, получив удар сзади, оказывается на земле. Таким образом, врагом
оказывается его собственная сила. Именно такую технику «меча не-меча»
использовал против Токугава Иэясу безоружный Ягю Мунэёси. Меч Иэясу упал
на землю, там же мог бы оказаться и его хозяин, если бы Мунэёси этого
захотел.
Разумеется, что быстроте и гибкости тела
должна сопутствовать такая же гибкость ума. В разделе об искусстве фехтования
мы отмечали, что настоящего мастера всегда отличала инстинктивность действий
и реакции, подобная тому, как каждый бессознательно поднимает руку, чтобы защититься
от удара или летящего предмета. Обучение воина было в первую очередь нацелено
на доведение его навыков и техники
до автоматизма. И именно на этот, главный аспект обучения, оказывал значительное
влияние дзэн-буддизм, в чем убеждены многие нынешние мастера боевых искусств,
стремящиеся к гармоничному сочетанию технических навыков и духовной дисциплины.
Еще одним высоко ценимым в боевых
искусствах качеством является умение заранее разгадать намерения и
тактику противника и, как следствие, успешно им противостоять. Им
обладали все великие мастера и учителя боевых искусств. Умелый воин
может распознать мысли противника по дрогнувшему мускулу, по блеску
глаз, по выражению лица или по вообще трудновыразимому «нечто». Джо
Хаймс в своей книге «Дзэн в боевых искусствах» рассказывает о том, как
он наблюдал поединок двух мастеров:
«Чуть позже я смог воочию увидеть
"скрещение рук", или поединок мастеров боевого искусства. Я ожидал
поистине волшебного спектакля с акробатическими прыжками и молниеносными
ударами. Но вместо этого я увидел, как двое человек, встав в боевую
стойку, в течение нескольких минут осторожно присматривались друг к
другу. В отличие от бокса, здесь не было ни финтов, ни пробных ударов.
Большую часть времени противники оставались неподвижными, словно статуи.
Внезапно один из них нанес удар, причем так быстро, что я не успел даже
заметить, как это случилось. Я лишь увидел, что его противник отлетел
назад. Поединок закончился, и оба его участника поклонились друг другу».
Очевидно, что один из участников боя
«увидел», или почувствовал, слабое место другого. Намерения последнего
мог выдать какой-нибудь весьма незначительный момент, или же он мог на
мгновение ослабить внимание. Победитель молниеносно отреагировал и нанес
удар.
Для обретения «инстинктивности» действия-реакции
в боевых искусствах необходимы долгие годы напряженных и интенсивных занятий
под руководством опытного мастера. В любом виде боевого искусства, «знает» оно
о дзэн или нет, все умения и навыки должны стать естественными,
как процесс дыхания. Обучение и тренировки продолжаются до тех пор, пока техническое
мастерство не «войдет» в ученика не только на физическом, но и на психологическом
уровне.
Занятия боевыми искусствами
полностью меняют человека, который не только мечтает побеждать в
состязаниях и получать за победы «пояса» различного цвета,
подтверждающие уровень его мастерства, а также награды и титулы, но и,
если достичь подобного ему не суждено, по крайней мере научиться
защищать себя, улучшить свое физическое состояние, уметь справляться с
трудностями и лучше приспосабливаться к жизни. Чувство собственного
достоинства, мужество, самообладание, умение не напрягаться и
расслабиться в решающий момент — вот рекламируемые результаты занятий
боевыми искусствами.
Боевые искусства проникнуты главной
идеей, главной философией — преобладания разума над телом, духовной силы
над силой физической, включая умение сконцентрировать в одной части
тела весь потенциал и физическую мощь. Примеров этого доведенного до
виртуозного совершенства умения великое множество. Так, в некоторых
видах боевого искусства без оружия огромное значение придается
способности ученика собрать всю силу разума и тела в одном-единственном
ударе кулака или пальцев. Ученик сознательно, намеренно концентрирует
свои духовные и физические силы в одной руке, кулаке или даже пальце.
И в результате та или иная часть
тела становится средоточием не только физических, но и духовных сил, что
позволяет даже человеку не слишком могучего телосложения одолеть более
сильного и крепкого противника. Таким образом, в боевых искусствах
имплицитно признается тот факт, что самым могущественным оружием,
обладающим неизмеримой силой, является разум. Данное положение явно
просматривается и за техникой «меча не-меча», которой блистательно
владел знаменитый японский фехтовальщик Тэссю (о нем мы расскажем чуть
ниже).
В заключение хотелось бы указать и
еще на один момент, особенно ярко воплотившийся в китайских, японских и
корейских боевых искусствах. Речь идет об умении в решающий миг поединка
«взорваться», то есть спонтанно собрать все силы в одно целое. (Это в
равной степени справедливо и для «смертельной» схватки.) Тотальная
энергия и мощь разума и тела внезапно вспыхивают и воплощаются в
действии — ударе меча, выпаде, ударе рукой или ногой. Если это сделано в
нужный момент, победа в схватке гарантирована.
Неудивительно, что в основе
технического мастерства лежит внутренняя, почти подсознательная
философия жизни и действия. В первую очередь, это древнее учение о
Центре, психофизическом центре сосредоточения сил человека — о хара
(область живота). Именно здесь, согласно учению даосизма и
дзэн-буддизма, заключено подлинное, глубочайшее начало человека, его
истинное «я», посредством которого он только и может обрести единство с
космосом. Именно здесь взаимодействие сил инь и ян, составляющих и
определяющих человеческую индивидуальность, наиболее интенсивно.
В контексте боевых искусств
«философия хара» имеет два аспекта. Первый — психо-эмоциональный. В хара
таится взрывная энергия воина. Именно здесь он «чувствует», когда
настало время для решающего броска. В другом же аспекте, физическом,
хара определяет все действия человека. Вокруг нее, если позволено будет
такое сравнение, «вращаются» руки, ноги и торс. Этот момент чрезвычайно
важен для любого боевого искусства, вне зависимости от того, есть в нем
даосское зерно или нет. Ведь практикующий боевые искусства в первую
очередь стремится к тому, чтобы сохранить собственный «физический центр»
в состоянии динамического равновесия и стабильности. Данный центр,
подобно оси циклона, должен быть недвижим. Разрушающая сила противника
должна быть отражена или обойдена. Мастера боевых искусств почти никогда
не идут «лоб в лоб» друг на друга, как в американском футболе, за
исключением разве что состязаний тяжеловесов — борцов сумо.
Мы очень кратко обрисовали общий
характер современных боевых искусств, весьма «мягких и цивилизованных»
собратьев великого искусства поединка и войны. А какое же место в мире
современных боевых искусств занимает фехтование, искусство меча, которое
имеет для нас первостепенный интерес? Сохранило ли оно свою силу и
славу? По-прежнему ли оно проникнуто духом дзэн?
|