ОБЛИК БУДУЩЕГО
Не может быть никаких сомнений в
том, что искусство меча, связанное с дзэн, и, быть может, даже
проникнутое духом дзэн, будет продолжать жить в Японии. Невозможно
предугадать только, какие новые формы оно примет. Оно вполне может
превзойти по популярности все остальные боевые искусства. Кроме того,
как показывает пример Сёриндзи Кэмпо и Симгумдо, дзэнский дух способен
найти свое выражение и в тех боевых искусствах, что практикуются за
пределами Японии. И если можно однозначно утверждать, что у
дзэн-буддизма есть будущее в мире боевых искусств, то так же вероятно,
что дзэн окажется представленным в них в куда менее ярко выраженных
формах. Скорее всего дзэн будет присутствовать в них «имплицитно», порой
даже несколько размыто и расплывчато. В большинстве боевых искусств
слово «дзэн» будет означать традиционную духовную медитационную
дисциплину.
Дейл Кирби и Джо Хаймс в своих книгах рисуют две возможные перспективы дзэн в будущем мире боевых искусств.
В первом томе «Самурайского искусства
меча» о Кирби говорится как о чемпионе США по каратэ и национальным видам оружия,
а обложка «призывает» читателя «добавить к своему боевому мастерству» еще и
меч. Сама же книга посвящена «Богу-отцу, Сыну и Святому Духу и нашей семье Кирби»
— достаточно неопределенное отношение к (дзэнскому?) искусству меча. В книге
утверждается, что сатори (просветление, озарение) было «полезно»
для японских фехтовальщиков; изучающим же искусство фехтования настоятельно
рекомендуется постигать японскую религию и философию.
Постигающие сатори-рю и
наставники «должны совершенствовать божественный порядок, чувство
ответственности и быть надежными». Вместе со своей женой Кирби написал
книгу «Сатори: путь к медитации», а также выпустил множество видео- и
аудиокассет по различным боевым искусствам: каратэ, дзё, фехтованию, а
также руководства по медитации с целью «развивать в детях чувство
уверенности в себе, творческий дух и дисциплину».
Но вернемся к «Самурайскому
искусству меча»: во введении даются разнообразные, «полезные» в духовном
плане советы, например «искать во всем, что делаешь, Бога и Космический
дух», «каждый день творить, быть счастливым и говорить о других только
хорошее» и прочее. Автор побуждает читателя «вести дневник и записывать
свои сновидения». Кроме того, ученикам предписывается «вести здоровый
образ жизни» (В книге есть небольшой раздел о «правильной», натуральной
пище.) В основном же книга состоит из фотографий, на которых показаны
упражнения с мечом и палкой. Естественно, что во всей этой смеси боевого
искусства, советов о том, как вести здоровый образ жизни, популярной
психологии и весьма отдаленно напоминающей восточную медитационной
практики дзэн просто-напросто исчезает.
В книге Хаймса «Дзэн и боевые
искусства» дзэн-буддизм представлен более определенно и продуманно.
Хай-мс — профессиональный писатель (автор книг и ведущий газетных
колонок). Кроме того, в течение многих лет он изучал восемь видов боевых
искусств. Вот что он говорит о практике боевого искусства:
«Додзё (зал для занятий) является космосом в
миниатюре, в котором мы соприкасаемся с самими собой, со своими страхами, желаниями,
устремлениями и привычками. Он представляет собой арену замкнутого конфликта
с противником, который на самом деле не противник, а партнер, помогающий нам
чуть лучше познать самих себя. Это место, в котором
мы за короткое время можем узнать очень многое о том, кто мы есть и как мы живем
в этом мире... Если воспользоваться дзэнской терминологией, то додзё является
источником самопробуждения».
Хаймс приводит множество примеров,
показывающих, какую пользу знания, обретенные в додзё, могут принести в
повседневной жизни. Вот, например, что говорил ему один мастер:
«Ты, забыл цель урока... Тебя
окружили. Если ты будешь думать о том, как показать свое мастерство, или
о том, как победить противника, то твое самосознание вмешается...
Всякое чувство, что ты делаешь что-то, должно отсутствовать... Тогда ты
постигнешь смысл старой дзэнской пословицы: "Если что-то ищешь, никогда
не найдешь"».
Истина эта применима в первую очередь к спорту и фехтованию, но в более широком смысле и ко всей жизни в целом.
Повторим: ценность жизни в настоящем (ибо
прошлое ушло безвозвратно) заключается в том, чтобы в каждый момент времени
с легкостью и естественностью отдаваться тому, что ты делаешь, будь то следующее
движение в каратэ или какое-либо самое обыденное занятие. Хаймс говорит об этом
постоянно. Еще один, очень важный урок: когда
«теряешь себя», теряешь самообладание и способность контролировать ситуацию,
какой бы она ни была.
Классическая дзэнская медитация,
похоже, не играет у Хаймса никакой роли в практике боевых искусств. О
ценности медитации он упоминает только однажды, когда цитирует своего
учителя по каратэ Ояма, который говорит, что каратэист, отдавший многие
годы практике и медитации, обретает спокойствие. Его учитель по хапкидо
(комбинация дзюдо, каратэ и корейского кикбоксинга) также практиковал
дзэн. Но, похоже, ни один из учителей Хаймса не требовал от него
заниматься медитацией за весь период его ученичества.
В следующем пассаже Хаймс суммаризирует свои взгляды на дзэн, к которым он пришел за время занятий боевыми искусствами:
«За более чем двадцатилетний период практики боевых искусств я ни
разу не удалялся в дзэнский монастырь и никогда не бежал от жизни в
современном обществе. Но когда я обнаружил, что обрел духовные цели
боевого искусства, моя жизнь качественно изменилась... Я понял, что
просветление означает просто понимание внутренней гармонии повседневной
жизни».
Очевидно, что дзэн Хаймса имеет
имплицитный характер. И в сравнении с теми примерами, о которых мы
говорили ранее — культивирование в боевых искусствах мощной жизненной
силы, сосредоточенной во «внутреннем» центре — он является еще более
обобщенным. Посредством боевых искусств Хаймс практикует дзэн,
«просветление» в котором означает лишь постижение внутренней гармонии
повседневной жизни. Повседневная жизнь сама по себе является
«просветленной», если жить правильно. Жизнь есть, или может быть, неким
«меди-тационным упражнением», и не нуждается ни в классической дзэнской
медитации, ни в «пробуждающей» технике Симгумдо.
Повторим вопрос, который мы уже
задавали: каково же будущее «ведомых и вдохновляемых» дзэн-буддизмом
боевых искусств? Если отбросить явные примеры, в которых взаимосвязь
очевидна, то нам представляется, что в будущем в сфере боевых искусств и
дальше будут возникать либо разнообразная мешанина наподобие той, что
мы находим у Кирби, либо расплывчатые и неартикулированные формы дзэн,
как у Хаймса. И, возможно, тогда дзэнский меч — «дарующий жизнь меч»
романтически воспетого Судзуки воина-самурая — станет главным
«действующим лицом» боевых искусств и будет не орудием убийства, а
инструментом обретения человеком здоровья, счастья и душевной гармонии.
|